К содержимому.

Новый коррупционный скандал или «Небо. Самолет. Девушка»

Грандиозный скандал может развернуться в отношении экс-премьера Юлии Тимошенко и экс-госсекретаря Александра Зинченко. Результаты исследования работы Кабинета министров только в сфере авиастроения дают основания говорить о сотнях миллионов, утаенных высшими должностными лицами.

Летом нынешнего года Президент подписал Указ о создании авиационного консорциума на базе трех авиастроительных предприятий: Харьковского авиазавода (ХГАПП), киевского завода «Авиант» и АНТК им.Антонова. Сам процесс скандального создания корпорации широко освещался в прессе. Тем не менее, на этой неделе открылись новые факты, позволяющие подтвердить тезис о беспрецедентных масштабах коррупции среди высших должностных лиц страны. На этот раз ими являются экс-премьер Юлия Тимошенко и экс-госсекретарь Александр Зинченко. В отличие от предыдущих скандалов, будораживших страну последние пару недель, появившихся фактов вполне достаточно для начала следственных действий.

Причиной такого вывода является удивительное открытие. Оказывается, что с прошлого года ХГАПП находится в залоге одного из крупных коммерческих банков! Следует подчеркнуть, что уже около года действует мораторий на отчуждение государственного имущества, в связи с чем сам факт передачи предприятия в залог является грубейшим нарушением законодательства. Правда, к этому экс-премьер никакого отношения не имеет. Предприятие перешло в залог еще во время премьерства Януковича, естественно не без поддержки людей в Кабинете министров. На фоне открывающихся фактов злоупотреблений прежней власти, эпизод буквально теряется в грудах уголовных дел. Но почему фактическое банкротство одного из крупнейших предприятий Харьковской области только благодаря журналистам всплыло лишь в сентябре месяце, спустя 9 месяцев «прозорой» власти, да еще и при таком пристальном к нему внимании общественности? Этот вопрос мы и попытаемся выяснить. Начало объединения авиационных предприятий вызвало резко негативную реакцию киевских АНТК им.Антонова и «Авианта». Наличие долгов ХГАПП в десятки миллионов гривен заставляли «киевлян» беспокоится о том, что после объединения долги харьковского авиазавода станут общими долгами. Для подобных подозрений были все основания. Если «Авиант» и АНТК допускали возможность объединения в виде корпорации, где каждое предприятие сохраняло самостоятельность, то харьковчане настаивали на создании концерна – единой хозяйственной структуры. Естественно, что в таком случае все долги и обязательства ХГАПП перешли бы другим субъектам концерна. Предыдущие судебные иски подтверждали эти опасения. Тем не менее, экс-госсекретарь Александр Зинченко выступил в поддержку создания именно концерна. По его словам, «единственное средство, которое может спасти отечественную авиапромышленность – создание могучего концерна». 15 мая этого года он же заявлял: «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и Киевский государственный авиазавод должны объединиться в государственный авиастроительный концерн». Обратите внимание – концерн, именно та форма хозяйствования, при которой все предприятия потеряли бы самостоятельность. Возникает закономерный вопрос, почему процесс объединения авиапредприятий вызвал такой интерес у главы Секретариата Президента? Ответ на него достаточно прост. В случае создания концерна его главой мог бы стать генеральный директор харьковского авиазавода Павел Науменко. Во всяком случае, он никогда не скрывал такого желания. С его назначением долги ХГАПП были бы размыты активами всех трех предприятий. А вот пролоббировать его назначение как раз и должен был Александр Зинченко. Интересы П.Науменко, кстати, бывшего главы «ИнтерАМИ», Александр Зинченко стал представлять еще в 2003 году.

В пресс-релизе ХГАПП от 8 августа 2003 года можно прочитать о том, что во время визита в Харьков вице-спикера ВРУ А.Зинченко дал высокую оценку производственному и кадровому потенциалу ХГАПП. Еще тогда вице-спикер заверил руководство ХГАПП в том, что они «имеют право рассчитывать на своевременную государственную поддержку со стороны всех без исключения органов власти». Эта поддержка явилась 2 года спустя, когда руководство завода пыталось сохранить втайне полученные 675 миллионов гривен в обмен на залог ХГАПП. Куда ушли эти деньги: на предвыборную кампанию провластного кандидата или в карман руководства завода выявит следствие. Поставив под удар всю авиационную отрасль неподъемной суммой залога даже для всех трех предприятий, экс-госсекретарь закрыл не только свои глаза на «шалости» господина Науменко, но и глаза Президента Украины.

Тот факт, что с приходом новой власти деятельность руководства ХГАПП не стала достоянием гласности, говорит, прежде всего, о том, что и в новой команде Павел Науменко сохранил свои позиции. Ведь любой здравомыслящий человек понимает, что незаметно заложить, а тем более сохранить втайне факт залога огромного предприятия невозможно, и что для этого необходима поддержка очень высокопоставленных лиц. К тому же именно руками Александра Зинченко он положил на стол ничего не подозревающего Президента указ об объединении предприятий авиационной отрасли, переложив на него ответственность за последствия. Но фактов злоупотреблений и убытков было так много, что Александр Зинченко не мог в одиночку справится с решением задачи. И тут помощь пришла от компаньона по Майдану – экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. В то время как вокруг предприятия в прессе начали бурлить страсти, 25 июня Юлия Владимировна подписывает бумагу о проверке деятельности ХГАПП, тем самым беря паузу. Документ № 22650/6/01 содержал лаконичную резолюцию: «Авакову А.Б. Прошу в дальнейшем не вмешиваться в вопросы, которые входят в компетенцию и полномочия Кабинета Министров». Эта резолюция могла значить лишь одно, что с этого момента ситуация была под контролем премьера.

В справке КРУ № 20–05–35 от 21.06.2005 изложены факты массовых нарушений на предприятии. Ревизорам было отказано в предоставлении некоторых документов на основании акта «О недопущении к проверке» КРУ руководством ХГАПП». Ревизоры подчинились. Каждый, кто хоть немного знаком с деятельностью КРУ представляет себе, что позволить такую роскошь могут только предприятия, находящиеся под «крышей» первых лиц государства. Несмотря на несколько страниц сухого перечисления нарушений, долгов и растрат, изложенных сотрудниками КРУ на основании проверки в письме № 05–12/222 премьер не отреагировала и продолжала держать паузу. Тем временем маховик объединения уже набирал обороты.

В данном случае любопытна одна деталь. 24 ноября 2004 года Павел Науменко и его профоргом Дятлов на фирменном бланке ХГАПП за № 301/5862 подписали письмо в поддержку кандидата в Президенты Виктора Януковича, в котором отмечали, что последний «на практике показал способность его команды обеспечить поступательное развитие экономики». Это письмо стало достоянием гласности, однако даже после выборов оно не смогло пошатнуть позиции П.Науменко. Известная своей неприязнью к «преступному режиму» Тимошенко, как впрочем, и Зинченко продолжали содействовать руководителю харьковского авиазавода вплоть до своей отставки. Что именно получили эти чиновники за свой лоббизм неизвестно. Надеемся, на этот вопрос следствие даст ответ. Не так давно Харьковское государственное авиационное производственное предприятие заявило о подготовке к выпуску четырех самолетов вариации «VIP» из которых два (Ан-74ТК300) предназначались для украинских политиков. Заказчиком же являлась компания «Укртранслизинг», та самая, интересы которой лоббировала Тимошенко, заявляя о необходимости поддержки лизинга в авиации. Возможно, эти самолеты Науменко готовил как раз для своих покровителей. А может быть, чиновники не побрезговали деньгами. Такие подробности важны для Генпрокуратуры. Наиболее важным является то, что сегодня о коррупции больше всех говорят те, кто больше других погряз в ней, защищая клановые интересы и ставя на карту стратегически важные отрасли экономики, а также будущее страны.


Top

Слова Физ.: Зинченко Александр

Комментарии

Наша реакция:

Реакция прессы:

Реакция официальных лиц: